Использование скрининга пограничного расстройства личности в педиатрической практике

В феврале 2022 года в журнале Psychiatry Research авторы одного из исследований задались вопросом  валидности скрининга детей, находящихся под наблюдением педиатра, на черты пограничного расстройства личности (ПРЛ). Они предположили, что раннее определение таких характерологических особенностей будет способствовать раннему вмешательству и, как следствие, улучшению качества жизни. Из 109 человек 72 имели признаки ПРЛ, но только у 8 из них психиатры  в будущем диагностировали ПРЛ. Тем не менее, к подростковому возрасту такие дети имели сложности с регуляцией эмоций, трудности в отношениях с другими людьми. Они чаще совершали суицидальные попытки, а психические расстройства имели более тяжёлое течение. 

Эмоциональные связи, сформированные между младенцем и значимым взрослым, который осуществляет уход за ним, влияют на восприятие ребёнком самого себя и на его отношения в будущем, то есть на внутреннюю рабочую модель. Если эмоциональные потребности ребёнка удовлетворялись, то он будет воспринимать других людей в позитивном свете. Если нет, то к подростковому возрасту он может начать относиться к другим людям, скорее, с недоверием.  

Негативная внутренняя рабочая модель также может способствовать формированию личностных расстройств в будущем. Так, в предыдущих исследованиях было обнаружено, что люди с тревогой,  сформированной в результате сепарации, проявляют осторожность в общении и избегают контакта с другими людьми. При этом появляется страх как гиперопеки, так и отвержения. Люди с избегающим поведением из-за нарушения привязанности стараются не вступать в близкие отношения и не доверяют другим людям. Помимо этого исследования обнаруживали связь ненадёжного типа привязанности с ПРЛ. Возможно, определение типа привязанности у детей с чертами ПРЛ, может помочь на практике. 

В последнее время наметилась тенденция частого использования интернет-технологий для общения среди молодёжи. Исследования подтверждают, что эмоциональная нестабильность, характерная и для ПРЛ, может являться предиктором интернет-зависимости. Также лица с ПРЛ предпочитают интернет-общение общению в реальности. Пользование интернетом также может отражать тип привязанности. Например, лица с тревогой, обусловленной недостаточно сформированной привязанностью, пользуются Facebook чаще лиц с избеганием привязанности. 

В феврале 2022 года в журнале Psychiatry Research было опубликовано исследование Michele Preyde et al. о скрининге ПРЛ. Его целью было определить процент и психологические особенности пациентов педиатрического отделения, имевших положительный скрининг на ПРЛ и в последствии госпитализированных в психиатрическую больницу. Это исследование было проведено на базе одной из больниц в Онтарио. Для диагностики ПРЛ использовалась методика McLean Screening Instrument (MSI). Тип привязанности определяли при помощи методики Experiences in Close Relationships – Revised – General Short Form (ECR-R). Помимо этого были использованы тесты на определение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), школьной дезадаптации, на наличие психологической травмы. 

В исследовании приняло участие 109 человек. 72 из них (66%) набрали 7 и более баллов по шкале MSI, что свидетельствовало о наличии черт ПРЛ у этих пациентов. При этом только у 8 человек (7%) в будущем были диагностированы психиатром ПРЛ или черты ПРЛ, ставшие причиной госпитализации. 

Демографические факторы, возраст, пол, наличие психотропной терапии, избегающий тип привязанности не влияли на положительный или отрицательный скрининг ПРЛ. Статистически значимая разница обнаружилась у респондентов с тревожным типом привязанности, СДВГ, зависимостью от гаджетов, суицидальным поведением, психологической травмой в прошлом, исключением из школы.  

Первичными диагнозами у респондентов как с положительным, так и отрицательным скринингами ПРЛ были большое депрессивное расстройство (41% и 43% соответственно) и расстройство адаптации (27% и 24%). Основными диагнозами, ставшими причиной госпитализации в дальнейшем у лиц как с положительным, так и с отрицательным скринингом ПРЛ оказались тревожное расстройство (19% и 23%), расстройство настроения (21% и 16%), злоупотребление психоактивными веществами (21% и 14%), посттравматическое стрессовое расстройство (14% и 12%) нарушение детско-родительских отношений (7% and 7%). 71 человек с положительным скринингом демонстрировали самоповреждающее поведение. Среди лиц с отрицательным скринингом самоповреждения наносили 31 человек, что превышало число респондентов из выборки с отрицательным скринингом ПРЛ. Учащение самоповреждающего поведения увеличивало риск суицида. Авторы полагают, что самоповреждеия в сочетании с чертами ПРЛ в детском и подростковом возрасте могут свидетельствовать о необходимости определять таких лиц как группу риска по суициду. 

Результаты нового исследования свидетельствуют о том, что респонденты положительным скринингом ПРЛ чаще имели тревожный тип привязанности. Они чаще страдали от СДВГ, дистресса, зависимостью от гаджетов, чаще проявляли самоповреждающее поведение, совершали суицид, чем люди с другими психическими расстройствами. 

Пациенты с положительным результатом скрининга ПРЛ также продемонстрировали преобладание тревожного, но не избегающего типа привязанности,  что тоже  согласуется с другими исследованиями. Авторы предполагают, что люди с избегающей привязанностью могут обесценивать близкие отношения, тогда как люди с тревожной привязанностью могут смотреть на близкие отношения с опаской и испытывать нарушения в межличностных отношениях, что и является ключевыми признаками ПРЛ. 

Не смотря на погрешность самоотчётов, оказалось, что выявленные предикторы ПРЛ связаны с тяжестью развивающейся в последующем психопатологической симптоматики, а, следовательно, и с ухудшением качества жизни. То же самое обнаружено обнаруживалось в небольших исследованиях с амбулаторной группой пациентов. 

Таким образом, в результате нового исследования было обнаружено, что лица с чертами ПРЛ, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте, в будущем чаще имеют сложности с регуляцией эмоций, межличностным функционированием, чаще формируют дезадаптивные копинги. Если идентифицировать признаки будущего ПРЛ и начать применять психотерапевтические интервенции, можно  добиться улучшения взаимодействия с другими людьми, улучшить контроль за эмоциями, сформировать адекватную самооценку в долгосрочной перспективе. 

Однако, при таком скрининге актуализируется несколько проблем. Во-первых, возникает вопрос стигматизация таких подростков, при этом ещё до установки диагноза. Во-вторых, в ходе развития и роста личности обнаруженные на скрининге черты ПРЛ могут редуцироваться; так стоит ли их лечить? Тем не менее, авторы исследования настаивают на необходимости снижения страдания у таких подростков и устранении дезадаптации. При этом следует помнить, что основной целью скрининга должна являться помощь пациенту, а не установка диагноза. 

Источник